Чему именно вы хотите научиться, и что для этого требуется?

23/08/16
admin

Как люди учатся? Над этим вопросом часто задумываются профессионалы в области обучения и развития, зачастую фокусируясь на различиях между людьми, таких как деление на кинестетиков, визуалов и аудиалов, например. Давайте развернём фокус внимания на 180 градусов и посмотрим, чему люди хотят научиться, и каким наилучшим образом им в этом можно помочь, учитывая их индивидуальные особенности.


Звучит как довольно простая задача, однако следующие три категории, которые зачастую смешиваются вместе, будет ценно рассмотреть по-отдельности:

  • Знания и факты.
  • Теория и понимание.
  • Экспертиза и навыки.

Знания и факты

Это те вещи, которые необходимо узнать и, возможно, запомнить. Вся информация, которая может быть быстро найдена, подходит под эту категорию – нормы здравоохранения и безопасности, как создать шаблон в Word, все кости в скелете человека.

Если ответ на подобный вопрос может быть найден через поисковую систему, то можно усомниться в необходимости вообще изучать подобную информацию, однако:

  1. Это более эффективно.
  2. Важно обозначить территорию и определить, что вам необходимо знать в выбранной области. Если вы не знаете, что существует такая вещь как шаблон в Word, например, то вам может никогда не прийти в голову мысль узнать, как его можно создать.

Теория и понимание

Подобные знания выходят за рамки общеизвестных фактов и включают в себя любую информацию, которую необходимо понять и в которой нужно разбираться.

Любая информация со значительной теоретической составляющей будет входить в данную категорию, начиная с изучения основ инженерии предпринимателями и заканчивая основами лидерства, изучаемыми высшим руководством.

Также сюда входит более глубокое понимание собственных мотивов и действий, обычно получаемое во время сессий коучинга – те моменты, когда вы говорите: «Ага! Так вот почему я испытывал трудности в этом вопросе!»


Экспертиза и навыки

Данная категория охватывает области, где знаний или теоретического понимания уже недостаточно и требуется практика. Можно собрать сколько угодно информации и понять сколько угодно принципов о латиноамериканских танцах, например, но ваши навыки самбы останутся нулевыми до тех пор, пока вы не посетите реальный урок танцев.

Любая работа, связанная с ручным трудом, — строительство, парикмахерское дело, доставка еды — требует значительной практики, также как и некоторые базовые бизнес навыки, такие как публичные выступления.


Вышесказанное может показаться довольно очевидным на первый взгляд, однако, зачастую эти три области настолько размыты, что обучение становится абсолютно неэффективным.

Пример: На семинаре тренер пообещал показать участникам, как разработать стратегию использования социальных сетей для их собственного бизнеса, а затем просто прошёлся по основам работы Twitter, LinkedIn и других систем, сделав пару подсказок и рассказав несколько хитростей.

Никакой теории, ни концептуальной базы для того, чтобы помочь людям определить, какую социальную платформу выбрать и как именно разработать стратегию. Никакой информации для понимания, лишь факты для запоминания.

Почитать: «8 золотых правил ускорения развития сотрудников».


Эти вещи изучаются по-разному…

Другая причина, по которой следует проводить подобное разделение, это то, что разные виды информации требуют различного подхода к способу их изучения. Существует разделение на два типа обучения – «беглый взгляд» и «постепенное углубление».

Мы все используем оба типа, однако большинство из нас имеют предпочтение. Люди, которые в равной степени хорошо владеют двумя типами, являются очень гибкими в обучении.

«Беглый взгляд» необходим для того, чтобы вникнуть в концепцию или теорию, или получить взгляд на собственное поведение или мотивацию. Фундаментально это подразумевает понимание чего-либо.

«Постепенное углубление» подразумевает развитие навыков или получение набора знаний на протяжении некоторого периода посредством практики.

Некоторые знания могут быть получены с применением «беглого взгляда» — например, как создать формулу в редакторе Excel — хотя найдутся люди, которые могут предпочесть овладеть этим навыком с использованием практики. Другие знания подпадут под категорию «постепенного углубления» — такие как изучение полной карты Москвы водителями такси.

Люди, которые предпочитают учиться на практике, обычно относятся к типу учеников, выбирающих «постепенное углубление»; а те люди, которым не хватает терпения для практики, скорее изберут подход «беглого взгляда».

Проблемы возникают в тот момент, когда людям необходимо получить знания, подразумевающие стиль обучения, отличный от того, к которому они привыкли. Вы не можете научиться играть на пианино, используя «беглый взгляд», и никакие часы «изучения на практике» не помогут вам понять общую теорию относительности Эйнштейна.

Даже в коучинге будет полезным данное разделение. Люди зачастую получают понимание самих себя за счёт «беглого взгляда» — «так вот почему я начинают волноваться в данной конкретной ситуации». Но затем необходимо будет использовать подход «постепенного углубления» для того, чтобы понять, как начать контролировать своё волнение в этот момент.

Задача профессионалов в области обучения и развития состоит в том, чтобы постараться соотнести обучающие активности одновременно и с предметом изучения, и со стилем обучаемых, а также предложить дополнительную поддержку в случаях, когда возникают несоответствия.

Почитать: «7 Советов по внедрению системы управления обучением».


Истории Данилы и Дарьи

Давайте рассмотрим пример Данилы. Он является руководителем отдела продаж, который не любит обучение в классах; Данила предпочитает учиться на работе.

Он является классическим примером ученика по типу «постепенного углубления» и имеет неприятный опыт отставания во время обучения в школе, который отвратил его от тренингов в классах. Но что если ему потребуется изучить такую тему как теория «СПИН-продаж»? «СПИН-продажи», конечно, не астрофизика, однако, за этой темой лежит достаточное количество теории, идеи, которые необходимо понять, и которые Данила не сможет изучить непосредственно во время работы.

Курс, разработанный для Данилы, должен будет разбить идеи на отдельные части, отразить их в виде реальных примеров и предоставить Даниле возможность практиковать применение этих идей в работе.

Такой подход может показаться логично вытекающим из соображений здравого смысла и разумного подхода к разработке тренингов, однако, некоторые ученики по типу «беглого взгляда» могут посчитать подобный подход утомительным.

Дарья, например, тоже не любит тренинги в классах, но лишь потому, что она считает их слишком скучными. Она очень быстро схватывает информацию и не нуждается в том, чтобы кто-то повторял её несколько раз.

Дарья работает бухгалтером; большинство знаний, которые ей необходимо было получить за время своей карьеры, основаны на фактах, а не на идеях. В целом, всё, что нужно Дарье это беглый обзор информации, которую ей необходимо охватить, а также наличие средств доступа к этой информации.

Опять же, это может показаться довольно очевидным наблюдением, когда мы позволяем людям работать в их собственном ритме, однако это не всегда будет наилучшим подходом. Основная задача развития Дарьи – научиться управлять своими чувствами на работе.

Здесь могут быть задействованы некоторые элементы обучения по типу «беглого взгляда» – некоторая теория психологии, а также осознание причин неадекватного выражения эмоций. Но этого, скорее всего, будет недостаточно. Дарье необходимо будет замедлиться до темпа, абсолютно непривычного для неё, для того, чтобы осознавать и отслеживать свои эмоции, что, вероятно, потребует терпеливой работы с наставником.

Сопоставление предмета изучения и типа обучения, необходимого для овладения им, а также принятие во внимание предпочтений обучаемых не всегда является такой уж простой задачей, какой она может показаться на первый взгляд.


Материал подготовлен на основе перевода оригинальной статьи, сделанного ABC Consulting.
Следите за нашими новостями

Обсуждения закрыты для данной страницы

другие новости