Сайт использует файлы cookie. Подробная информация в правилах по обработке персональных данных. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Возвращение к основам: 5 ключевых элементов эффективного электронного обучения

Возвращение к основам: 5 ключевых элементов эффективного электронного обучения

18/10/16
Admin

Попытайтесь вспомнить предмет в школе, который оказал на вас и ваше будущее значительное влияние. Что было в нём такого уникального? Было ли это результатом того, что он был очень полезным? Или это было из-за того, что преподаватель был очень хорош? Или взаимодействие с одноклассниками сделало обучение интересным? Если вы задумаетесь об этом, то сможете выделить определённые элементы, которые делают любое обучение запоминающимся, полезным и приносящим удовольствие. Вот всего несколько аспектов, которые приходят на ум:

  • Мотивация обучающихся — чем более мотивированы ученики, тем более усердно они будут учиться (причина или смысл обучения).
  • Правильный стимул (в форме знаний, навыков или подходов), представленный в увлекательной и интерактивной манере (преподавание).
  • Возможность протестировать усвоенные знания (применение на практике).
  • Обратная связь об эффективности, включая комментарии к неправильным ответам и положительное подкрепление правильных ответов (обратная связь и поощрение для завершения цикла обучения).
  • Вознаграждения за овладение предметом, подтверждённое финальным экзаменом (дополнительные поощрения, повышающие мотивацию).

Любой из указанных или все перечисленные пять элементов вместе могут сделать обучение эффективным и приносящим удовольствие. При обучении в классе от тренера ожидается, что он обеспечит выполнение большинства из этих условий. На самом деле, тренер считается «хорошим» только в случае, если он искусно использует вышеуказанные приёмы. Однако когда речь идёт о самостоятельном электронном обучении уже нет инструктора для того, чтобы направлять учащегося.

Так каким же образом разработанный онлайн курс может обеспечить эти важнейшие элементы обучения? В мире высоких технологий в области обучения легко отвлечься на новые гаджеты и инструменты до такой степени, что даже забыть об изучаемой составляющей. Существуют примеры онлайн курсов, настолько насыщенных цифровыми элементами и технологическими новшествами, что смысл самого обучения теряется в процессе. При создании электронных курсов одним из способов проверки их эффективности будет включение в них вышеуказанных пяти элементов.

Почитать: «7 Советов по внедрению системы управления обучением, о которых нужно знать».


Мотивация

Необходимо обратиться к мотивации учеников и с самого начала чётко обозначить, что они смогут получить по завершении курса — сертификацию, карьерное развитие или знания, которые помогут им более эффективно выполнять свои функции на работе. Это должно быть озвучено в целях обучения, и необходимо помнить о том, что эти цели должны основываться на эффективности. Критерии овладения предметом и условия, при которых учитывается будущая эффективность, следует максимально использовать при разработке курса. Курс должен удовлетворять потребности обучающихся: повышение знаний, сертификация, простота выполнения работы или задач, соблюдение регуляторных или уставных требований, а также любые другие нужды. Проще говоря, если курс назначается сотрудникам, то они должны знать, почему им следует инвестировать своё время в его прохождение. Это является ключом к мотивации.

Почитать «Статистические факты о мотивационных программах».


Стимул

После того как ученики записались на курс, необходимо удостовериться, что они будут вовлечены в обучение, будут участвовать в предлагаемых занятиях и закончат его. Следовательно, курс должен иметь эффективную стратегию обучения, соответствующую потребностям аудитории. Хорошая стратегия обучения будет учитывать особенности аудитории, предмета и среды обучения. Различные группы учеников требуют разных подходов к обучению. Например, обучение старшего поколения, детей, работников заводов, офисных сотрудников, поколения X или поколения Y требует соответствующих методов. Не существует единого, наилучшего пути. Аналогично, разные предметы лучше усваиваются при использовании различных методологий обучения; мы не обучаем математике точно так же, как мы обучаем философии.

Помимо этого, курс должен включать в себя интерактивные элементы («хотспоты» и всплывающие подсказки), графику, слайд-шоу и анимацию для того, чтобы помочь ученикам лучше усвоить информацию и запомнить её на более долгий срок. Это также поможет разделить на части сложную и наполненную смыслом информацию. Тем не менее, не стоит забывать о том, что ученики не всегда должны физически взаимодействовать с учебным курсом. Можно также предоставить им возможность взаимодействовать на ментальном уровне, просто заставив их мыслить критически.

Почитать: «Чему именно вы хотите научиться, и что для этого требуется?»


Возможность применения знаний на практике

Необходимо удостовериться, что курс предоставляет обширные возможности применения на практике полученных знаний для учащихся. Обычно это делается за счёт формирующего оценивания. Существует большое количество различных оценок на выбор: вопросы с множественным выбором, игры, паззлы, «drag-and-drop», нахождение соответствий и так далее. Формирующая оценка, в идеале, появляется сразу после завершения учащимся определённого этапа обучения или его составляющей.


Обратная связь и поощрение

Обучение требует поощрений. В личных сессиях обучения тренер может задавать вопросы и инициировать дискуссии или взаимодействия для поощрения обучения. В случае электронных онлайн курсов поощрение может быть предоставлено при помощи обратной связи, предоставляемой на основе формирующей оценки курса. Обратная связь должна предоставляться как для ошибочных, так и для верных ответов. При этом всё же лучше воздерживаться от обратной связи в случае неверных ответов до тех пор, пока учащемуся не представится другой шанс ответить верно. Такой подход даёт возможность учащемуся проявить себя дополнительно до того, как будет предоставлен правильный ответ.


Оценка эффективности и вознаграждения

По завершению курса должна быть проведена оценка его эффективности, включая оценку полученных знаний учениками. При традиционном обучении в классе такая оценка обычно происходит на уровне обратной связи — «листы улыбок», анкеты обратной связи или открытое обсуждение. Тем не менее, в случае электронного обучения, мы можем достичь оценки на уровне обучения. Любой хороший онлайн курс будет содержать цели обучения, основанные на результатах, и можно сформулировать чёткий набор суммарных тестов для измерения финальных результатов. Тесты обычно основаны на вопросах с множественным выбором для облегчения отслеживания результатов системой управления обучением.

Вознаграждения обучения так же важны, как и любой другой элемент успешного курса. При правильном поощрении, возрастает мотивация учащихся к дальнейшему росту, и с этим повышается их желание пробовать применять полученные знания в работе. Вознаграждения могут быть материальными, в форме сертификатов или дипломов. При разработке курса важно помнить о результате: какое вознаграждение получает учащийся по завершению курса? Это может быть сертификат, рекомендация или диплом, но получение вознаграждения в той или иной форме является необходимым для эффективного обучения. Также для того, чтобы стимулировать дальнейшее обучение по завершению курса, учащимся необходимо предоставить ресурсы и поддержку для последующего изучения предмета.

Почитать: «8 золотых правил ускорения развития сотрудников».


В мире цифровых технологий, использующем различные приложения и концепции микро-обучения, хорошо вернуться к основам и напомнить себе о том, что делает обучение эффективным. Знание ключевых элементов обучения поможет разрабатывать курсы, которые будут успешно достигать всех поставленных целей.


Материал подготовлен на основе перевода оригинальной статьи, сделанного ABC Consulting.

Следите за нашими новостями

Обсуждения закрыты для данной страницы

другие новости